Постановление администрации Петровского района Тамбовской области от 09.07.2015 N 433 "Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района"



ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. № 433

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ
РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
РАЙОНА

В целях совершенствования антикоррупционной деятельности администрации района, а также для обеспечения выполнения подготовленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, администрации района постановляет:
1. Утвердить методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района (далее - Методика), согласно приложению.
2. Руководителям структурных подразделений администрации района руководствоваться в антикоррупционной деятельности Методикой, утвержденной настоящим постановлением.
3. Рекомендовать главам сельсоветов Петровского района Тамбовской области руководствуясь Методикой, утвержденной настоящим постановлением, в месячный срок обеспечить разработку и утверждение нормативными правовыми актами методик проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций органов местного самоуправления.
4. Разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале правовой информации www.top68.ru.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Петровского района
С.Н.Ефанов





Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Петровского района
от 09.07.2015 № 433

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

1. Общие положения

1.1. Основной целью настоящей методики является обеспечение единого подхода в администрации района к организации работы по следующим направлениям:
оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;
внесение уточнений в перечни должностей муниципальной службы района, замещение которых связано с коррупционными рисками;
мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими района, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей методики будут являться:
определение перечней функций администрации района при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
формирование перечней должностей муниципальной службы района в администрации Петровского района, замещение которых связано с коррупционными рисками;
минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, корректировкой перечней должностей муниципальной службы района в администрации района замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседаниях комиссии администрации района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.
1.4. Реализация настоящей методики осуществляется кадровыми службами администрации района (должностными лицами кадровых служб, ответственными за работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений) в рамках исполнения функций, возложенных на них Законом области от 03.12.2009 № 590-З "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Тамбовской области требований к служебному поведению".

2. Определение перечня функций администрации района при
реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции

2.1. Определение перечня функций администрации района при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно-опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю, управлению муниципальным имуществом, оказанию муниципальных услуг, а также разрешительных, регистрационных функций.
2.3. При определении перечня коррупционно-опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
осуществление муниципального контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансферов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
организацию продажи имущества района;
предоставление права на заключение договора аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности района;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм пеней или штрафов;
лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;
проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
проведение расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;
представление в судебных органах прав и законных интересов Петровского района;
регистрацию имущества и ведение баз данных имущества;
предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций в конкретном органе местного самоуправления района.
2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной), может быть выявлена:
в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и регулированию конфликта интересов;
в статических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Петровском районе;
по результатам рассмотрения:
обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по "горячей линии", "электронной приемной" и т.д.;
уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего района (далее - муниципальный служащий) к совершению коррупционных правонарушений;
сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;
материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественным Советом Петровского района.
Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируются и утверждаются перечни коррупционно-опасных функций.
Перечень коррупционно-опасных функций может быть утвержден главой администрации района либо одобрен на заседании комиссии администрации района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Основанием для проведения заседания комиссии администрации района будет являться представление главы администрации района или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.

3. Формирование перечня должностей муниципальной службы
района, замещение которых связано с коррупционными рисками

3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для муниципальных служащих, так и для третьих лиц).
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы района, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:
необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей муниципального служащего либо его родственников;
предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу района;
оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
требования от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации и области;
а также сведения о:
нарушении муниципальными служащими требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
искажении, сокрытии или предоставлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;
получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники муниципальных служащих;
совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируется и утверждается перечень должностей муниципальной службы района в администрации района замещение которых связано с коррупционными рисками (издание соответствующего нормативного правового акта предусмотрено частью 2 статьи 1 Закона Тамбовской области от 25.07.2009 № 551-З "О представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области").
Утверждение данного перечня осуществляется главой района, руководителем исполнительного органа государственной власти района посредством издания нормативного правового акта преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Основанием для проведения заседания комиссии будет являться представление главы района или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
Уточнение (корректировку) перечня должностей муниципальной службы района в администрации района замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков и не реже одного раза в год.

4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в
конкретных управленческих процессах реализации
коррупционно-опасных функций

4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
значительно уменьшается риск отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
снижается степень усмотрения муниципальных служащих при принятии управленческих решений;
создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
обеспечивается единообразное осуществление функций муниципальными служащими администрации района;
создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.
При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга муниципальными служащими позволит обеспечить взаимный контроль.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:
перераспределение функций между структурными подразделениями внутри администрации района;
введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);
исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и организациями;
совершенствование механизма отбора муниципальных служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
сокращение количества муниципальных служащих, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права; сокращение сроков принятия управленческих решений; установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;
установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:
организации внутреннего контроля за исполнением муниципальными служащими своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих в средствах массовой информации;
использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.
4.5. Таким образом, осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций либо минимизировать их.

5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей
муниципальными служащими, деятельность которых связана с
коррупционными рисками

5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
корректировка перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей муниципальной службы администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих.
Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе, путем проведения опросов на официальном сайте администрации района в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими.
5.3. При проведении мониторинга:
формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации района в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей методики.
5.4. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих, а также по внесению изменений в перечни коррупционно-опасных функций и перечни должностей муниципальной службы района в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками;
ежегодные доклады руководству администрации района о результатах проведения мониторинга.


------------------------------------------------------------------