Экспертное заключение Управления Минюста России по Тамбовской области от 16.07.2015 N 764 "На закон Тамбовской области от 10.05.2011 N 2-З "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" "
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. № 764
НА ЗАКОН ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.05.2011 № 2-З "ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
29.05.2013 № 278-З, ОТ 04.12.2013 № 339-З, ОТ 05.05.2014 N
396-З, ОТ 28.06.2014 № 423-З, ОТ 19.12.2014 № 484-З, ОТ
11.06.2015 № 542-З)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, провело правовую и антикоррупционную экспертизы Закона Тамбовской области от 10.05.2011 № 2-З "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" (в редакции законов Тамбовской области от 29.05.2013 № 278-З, от 04.12.2013 № 339-З, от 05.05.2014 № 396-З, от 28.06.2014 № 423-З, от 19.12.2014 № 484-З, от 11.06.2015 № 542-З) (далее - Закон).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие Закона Тамбовской области от 11.06.2015 № 542-З "О внесении изменений в статью 4 Закона Тамбовской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области и статью 1 Закона Тамбовской области "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних". Текст указанного нормативного правового акта размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 17.06.2015 и опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 16.06.2015 № 3893.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются правоотношения, связанные с реализацией государственных полномочий Тамбовской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Тамбовской области, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в редакции от 20.04.2015 № 101-ФЗ) (далее - СК РФ), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 156-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 22.12.2014 № 432-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 48-ФЗ), от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 129-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ).
На основании части 2 статьи 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются, в том числе законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона № 124-ФЗ закреплена компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей.
На основании части 3 статьи 3 Федерального закона № 48-ФЗ отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 48-ФЗ, и по вопросам, не урегулированным непосредственно Федеральным законом № 48-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Таким образом, Закон принят во исполнение норм действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Форма и текст Закона соответствуют правилам и приемам юридической техники.
Заместитель начальника
Ю.Н.Митина
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. № 764
НА ЗАКОН ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.05.2011 № 2-З "ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
29.05.2013 № 278-З, ОТ 04.12.2013 № 339-З, ОТ 05.05.2014 N
396-З, ОТ 28.06.2014 № 423-З, ОТ 19.12.2014 № 484-З, ОТ
11.06.2015 № 542-З)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, провело правовую и антикоррупционную экспертизы Закона Тамбовской области от 10.05.2011 № 2-З "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" (в редакции законов Тамбовской области от 29.05.2013 № 278-З, от 04.12.2013 № 339-З, от 05.05.2014 № 396-З, от 28.06.2014 № 423-З, от 19.12.2014 № 484-З, от 11.06.2015 № 542-З) (далее - Закон).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие Закона Тамбовской области от 11.06.2015 № 542-З "О внесении изменений в статью 4 Закона Тамбовской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области и статью 1 Закона Тамбовской области "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних". Текст указанного нормативного правового акта размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 17.06.2015 и опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 16.06.2015 № 3893.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются правоотношения, связанные с реализацией государственных полномочий Тамбовской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Тамбовской области, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в редакции от 20.04.2015 № 101-ФЗ) (далее - СК РФ), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 156-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 22.12.2014 № 432-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 48-ФЗ), от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 129-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ).
На основании части 2 статьи 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются, в том числе законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона № 124-ФЗ закреплена компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей.
На основании части 3 статьи 3 Федерального закона № 48-ФЗ отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 48-ФЗ, и по вопросам, не урегулированным непосредственно Федеральным законом № 48-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Таким образом, Закон принят во исполнение норм действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Форма и текст Закона соответствуют правилам и приемам юридической техники.
Заместитель начальника
Ю.Н.Митина
------------------------------------------------------------------