Постановление администрации Бондарского района Тамбовской области от 28.07.2015 N 357 "Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района"



ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ БОНДАРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. № 357

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ
РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
РАЙОНА

В целях совершенствования антикоррупционной деятельности администрации района, а также для обеспечения выполнения подготовленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, администрация района постановляет:
1. Утвердить Методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района (далее - Методика) согласно приложению.
2. Руководителям структурных подразделений администрации района руководствоваться в антикоррупционной деятельности Методикой, утвержденной настоящим постановлением.
3. Рекомендовать главам сельсоветов руководствуясь Методикой, утвержденной настоящим постановлением, в месячный срок обеспечить разработку и утверждение нормативными правовыми актами методик проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций органов местного самоуправления.
4. Опубликовать настоящее постановление на информационно-новостном портале региональных средств массовой информации Тамбовской области www.top68.ru и разместить на официальном сайте администрации района в сети Интернет.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района И.А.Захарова.

Глава администрации
А.А.Воробьев





Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Бондарского района
от 28.07.2015 № 357

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

1. Общие положения

1.1. Основной целью настоящей методики является обеспечение единого подхода в администрации района к организации работы по следующим направлениям:
оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;
внесение уточнений в перечни должностей муниципальной службы в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками;
мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими администрации района, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей методики будут являться:
определение перечней функций администрации района, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
формирование перечней должностей муниципальной службы в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками;
минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, корректировке перечней должностей муниципальной службы в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседаниях комиссии администрации района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.
1.4. Реализация настоящей методики осуществляется специалистами отдела организационной работы и информатизации администрации района, в должностные обязанности которых входит организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в рамках исполнения функций, возложенных на них Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Тамбовской области от 04.07.2007 № 223-З "О муниципальной службе в Тамбовской области", Законом Тамбовской области от 25.07.2009 № 551-З "О предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области", Законом Тамбовской области от 03.12.2009 № 590-З "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Тамбовской области требований к служебному поведению".

2. Определение перечня функций администрации района, при
реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции

2.1. Определение перечня функций администрации района, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно-опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю, управлению муниципальным имуществом, оказанию муниципальных услуг, а также разрешительных функций.
2.3. При определении перечня коррупционно-опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
осуществление муниципального контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (земельных участков и т.п.);
организацию продажи имущества Бондарского района и Бондарского сельсовета;
предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Бондарского района и Бондарского сельсовета;
подготовку и принятие решений о возврате и зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм пеней и штрафов;
проведение обследований жилищных условий граждан при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении;
выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;
проведение экспертизы и выдачу заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
организация процесса переселения в район соотечественников, проживающих за рубежом, и их обустройства, адаптации на территории вселения;
представление в судебных органах прав и законных интересов Бондарского района и Бондарского сельсовета;
ведение учета и контроля объектов, относящихся к муниципальной собственности, и обеспечение их эффективного функционирования;
предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций администрации района.
2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной), может быть выявлена:
в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации района и урегулированию конфликта интересов;
в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Бондарском районе и Бондарском сельсовете;
по результатам рассмотрения:
обращения граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по "горячей линии", "электронной приемной" и т.д.;
уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации района (далее - муниципальный служащий) к совершению коррупционных правонарушений;
сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению;
материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом общероссийской общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Тамбовской области; Общественным Советом при администрации Бондарского района.
Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируется и утверждается перечень коррупционно-опасных функций.
Перечень коррупционно-опасных функций может быть утвержден главой администрации посредством оформления грифа "Утверждаю" либо одобрен на заседании комиссии администрации района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что также оформляется грифом "Одобрено на заседании администрации района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов".
Основанием для проведения заседания комиссии администрации района будет являться представление главы администрации или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, нормативных правовых актов Бондарского района, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.

3. Формирование перечней должностей муниципальной службы,
замещение которых связано с коррупционными рисками

3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для муниципальных служащих, так и для третьих лиц).
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционно-опасное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:
необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей муниципального служащего либо его родственников;
предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу;
оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Тамбовской области нормативными правовыми актами Бондарского района;
а также сведения о:
нарушении муниципальным служащим требований нормативных правовых, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;
получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
совершении частных или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники муниципальных служащих;
совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируется и утверждается перечень должностей муниципальной службы в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Утверждение данного перечня осуществляется главой администрации посредством издания нормативного правового акта преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Основанием для проведения заседания комиссии будет являться представление главы администрации или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
Уточнение (корректировку) перечня должностей муниципальной службы в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков и не реже одного раза в год.

4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в
конкретных управленческих процессах реализации
коррупционно-опасных функций

4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
значительно уменьшается риск отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникновения правоотношений;
снижает степень усмотрения муниципальных служащих при принятии управленческих решений;
создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
обеспечивается единообразное осуществление функций муниципальными служащими администрации района;
создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.
При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга муниципальными служащими позволит обеспечить взаимный контроль.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применить следующие меры:
перераспределение функций между структурными подразделениями администрации района;
введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", системе электронного обмена информацией);
исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и организациям;
совершенствование механизма отбора муниципальных служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
сокращение количества муниципальных служащих, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
сокращение сроков принятия управленческих решений;
установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий муниципальными служащими при осуществлении коррупционно-опасной функции;
установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:
организации внутреннего контроля за исполнением муниципальными служащими своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих в средствах массовой информации;
использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.
4.5. Таким образом, осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций либо минимизировать их.

5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей
муниципальными служащими, деятельность которых связана с
коррупционными рисками

5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
корректировка перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей муниципальной службы в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих.
Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе, путем проведения опросов на официальном сайте администрации района в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими.
5.3. При проведении мониторинга:
формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации района, иными государственными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей Методики.
5.4. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований к урегулированию конфликта интересов;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих, а также по внесению изменений в перечни коррупционно-опасных функций и перечни должностей муниципальной службы в администрации района, замещение которых связано с коррупционными рисками;
ежегодные доклады руководству администрации района о результатах проведения мониторинга.


------------------------------------------------------------------