Экспертное заключение Управления Минюста России по Тамбовской области от 04.08.2015 N 846 "На постановление администрации Тамбовской области от 10.04.2013 N 347 "О порядке предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на модернизацию региональной системы дошкольного образования, бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы" "
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. № 846
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
10.04.2013 № 347 "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ БЮДЖЕТА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В
ТОМ ЧИСЛЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ
ОКРУГОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ" (В
РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
04.06.2013 № 583, ОТ 27.08.2013 № 943, ОТ 07.10.2013 № 1113,
ОТ 04.12.2013 № 1415, ОТ 14.03.2014 № 292, ОТ 09.02.2015 N
111, ОТ 23.04.2015 № 399, ОТ 12.05.2015 № 448, ОТ 18.06.2015
№ 636)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, провело правовую и антикоррупционную экспертизы постановления администрации Тамбовской области от 10.04.2013 № 347 "О порядке предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на модернизацию региональной системы дошкольного образования, бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы" (в редакции постановлений администрации Тамбовской области от 04.06.2013 № 583, от 27.08.2013 № 943, от 07.10.2013 № 1113, от 04.12.2013 № 1415, от 14.03.2014 № 292, от 09.02.2015 № 111, от 23.04.2015 № 399, от 12.05.2015 № 448, от 18.06.2015 № 636) (далее - постановление).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие постановления администрации Тамбовской области от 18.06.2015 № 636 "О внесении изменений в постановление администрации области от 10.04.2013 № 347 "О порядке предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на модернизацию региональной системы дошкольного образования, бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы". Текст данного нормативного правового акта опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 19.06.2015 № 3935.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого постановления являются правоотношения, направленные на предоставление и расходование межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации и подлежит, согласно пункту 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законодательному регулированию федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.1997 № 19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области" отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Принятие данного постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в редакции от 08.03.2015 № 25-ФЗ) (далее - БК РФ), федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 02.05.2015 № 122-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30.03.2015 № 64-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 № 289 "О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (в редакции от 27.12.2014 № 1586).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 89 Федерального закона № 273-ФЗ управление системой образования включает в себя, в том числе, принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе, и разработка, и реализация региональных программ развития образования субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 179 БК РФ установлено, что государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2012 № 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" утвержден порядок разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 10, 11 статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, а также предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий местным бюджетам.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 и пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района и городского округа.
Приложением 5 к ведомственной структуре расходов бюджета Тамбовской области на 2015 год, утвержденной Законом Тамбовской области от 19.12.2014 № 487-З "О бюджете Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов", относится развитие муниципальных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области".
Таким образом, постановление принято во исполнение норм действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст постановления соответствуют правилам и приемам юридической техники.
Заместитель начальника
Ю.Н.Митина
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. № 846
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
10.04.2013 № 347 "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ БЮДЖЕТА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В
ТОМ ЧИСЛЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ
ОКРУГОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ" (В
РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
04.06.2013 № 583, ОТ 27.08.2013 № 943, ОТ 07.10.2013 № 1113,
ОТ 04.12.2013 № 1415, ОТ 14.03.2014 № 292, ОТ 09.02.2015 N
111, ОТ 23.04.2015 № 399, ОТ 12.05.2015 № 448, ОТ 18.06.2015
№ 636)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, провело правовую и антикоррупционную экспертизы постановления администрации Тамбовской области от 10.04.2013 № 347 "О порядке предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на модернизацию региональной системы дошкольного образования, бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы" (в редакции постановлений администрации Тамбовской области от 04.06.2013 № 583, от 27.08.2013 № 943, от 07.10.2013 № 1113, от 04.12.2013 № 1415, от 14.03.2014 № 292, от 09.02.2015 № 111, от 23.04.2015 № 399, от 12.05.2015 № 448, от 18.06.2015 № 636) (далее - постановление).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие постановления администрации Тамбовской области от 18.06.2015 № 636 "О внесении изменений в постановление администрации области от 10.04.2013 № 347 "О порядке предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на модернизацию региональной системы дошкольного образования, бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы". Текст данного нормативного правового акта опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 19.06.2015 № 3935.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого постановления являются правоотношения, направленные на предоставление и расходование межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации и подлежит, согласно пункту 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законодательному регулированию федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.1997 № 19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области" отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Принятие данного постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в редакции от 08.03.2015 № 25-ФЗ) (далее - БК РФ), федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 02.05.2015 № 122-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30.03.2015 № 64-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 № 289 "О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (в редакции от 27.12.2014 № 1586).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 89 Федерального закона № 273-ФЗ управление системой образования включает в себя, в том числе, принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе, и разработка, и реализация региональных программ развития образования субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 179 БК РФ установлено, что государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2012 № 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" утвержден порядок разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 10, 11 статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, а также предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий местным бюджетам.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 и пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района и городского округа.
Приложением 5 к ведомственной структуре расходов бюджета Тамбовской области на 2015 год, утвержденной Законом Тамбовской области от 19.12.2014 № 487-З "О бюджете Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов", относится развитие муниципальных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области".
Таким образом, постановление принято во исполнение норм действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст постановления соответствуют правилам и приемам юридической техники.
Заместитель начальника
Ю.Н.Митина
------------------------------------------------------------------