Постановление администрации Мичуринского района Тамбовской области от 06.08.2015 N 1255 "Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района"
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. № 1255
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ
РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
РАЙОНА
В соответствии с п. 3 постановления администрации Тамбовской области от 03.07.2015 № 711 "Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района и исполнительных органов государственной власти района" и целях совершенствования антикоррупционной деятельности администрация района постановляет:
1. Утвердить Методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района (далее - Методика), согласно приложению.
2. Должностным лицам, руководителям структурных подразделений администрации района руководствоваться в антикоррупционной деятельности настоящей Методикой.
3. Опубликовать настоящее постановление на сайте "Тамбовский областной портал" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.top68.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации района Н.Н.Сухареву.
Вио главы администрации района
С.В.Щукин
Утверждена
постановлением
администрации Мичуринского района
от 06.08.2015 № 1255
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Основной целью настоящей Методики является обеспечение единого подхода в администрации района к организации работы по следующим направлениям:
оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;
внесение уточнений в перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей Методики являются:
определение перечня функций администрации района, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
формирование перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, корректировкой перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.
1.4. Реализация Методики осуществляется отделом организационной и кадровой работы администрации района.
2. Определение перечня функций администрации района, при
реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции
2.1. Определение перечня функций администрации района, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю и надзору, управлению муниципальным имуществом, оказанию муниципальных услуг, а также разрешительных, регистрационных функций.
2.3. При определении перечня коррупционно опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:
разработку проекта бюджета района, обеспечение исполнения бюджета района и подготовку отчета о его исполнении;
осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств;
регистрацию имущества и ведение Реестра муниципального имущества;
организацию продажи муниципального имущества;
предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности;
выполнение комплексных кадастровых работ;
установление заработной платы руководителям муниципальных учреждений;
осуществление бухгалтерского учета и отчетности;
хранение и распределение материально-технических ресурсов;
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
осуществление муниципального контроля;
организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
участие в инвестиционной деятельности;
организацию в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах установленных полномочий;
дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
утверждение схемы размещения рекламных конструкций;
организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
регистрацию записей актов гражданского состояния;
осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан;
участие в организации кадровой работы в муниципальном образовании;
осуществление наградной деятельности;
деятельность по оказанию материальной помощи гражданам;
рассмотрение и анализ обращений граждан и юридических лиц;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
представление в судебных органах прав и законных интересов администрации района.
2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно опасной), может быть выявлена:
в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
в статистических данных;
по результатам рассмотрения:
обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях;
уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего района к совершению коррупционных правонарушений;
сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;
материалов, представленных правоохранительными органами, государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Тамбовской области.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируется и утверждается перечень коррупционно опасных функций.
Перечень коррупционно опасных функций может быть утвержден главой района посредством оформления грифа "Утверждаю" либо одобрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что также оформляется грифом "Одобрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов".
Основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов будет являться представление главы района или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими.
3. Формирование перечня должностей муниципальной службы,
замещение которых связано с коррупционными рисками
3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для муниципальных служащих, так и для третьих лиц).
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:
необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей муниципального служащего либо его родственников;
предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу;
оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации и области;
а также сведения о:
нарушении муниципальными служащими требований нормативных правовых актов администрации района, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с должностными обязанностями;
получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники муниципальных служащих;
совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируется и утверждается перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Утверждение перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, осуществляется главой района посредством издания нормативного правового акта преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является представление главы района или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
Уточнение (корректировку) перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, осуществляется по результатам оценки коррупционных рисков не реже одного раза в год.
4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в
конкретных управленческих процессах реализации
коррупционно опасных функций
4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
значительно уменьшается риск отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
снижается степень усмотрения муниципальных служащих при принятии управленческих решений;
создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
создается гласная, открытая модель реализации коррупционно опасной функции.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, применяются следующие меры:
введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);
исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и организациями;
совершенствование механизма отбора муниципальных служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
сокращение количества муниципальных служащих, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
сокращение сроков принятия управленческих решений;
установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно опасной функции;
установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей Методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством организации внутреннего контроля за исполнением муниципальными служащими своих обязанностей.
При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих в средствах массовой информации;
использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных функций.
5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей
муниципальными служащими, деятельность которых связана с
коррупционными рисками
5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
корректировка перечня коррупционно опасных функций и перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих.
Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе, путем проведения опросов на официальном сайте администрации района в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими.
5.3. При проведении мониторинга:
формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации района, государственными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей Методики.
5.4. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих, а также по внесению изменений в перечень коррупционно опасных функций и перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
ежегодные доклады главе района о результатах проведения мониторинга.
------------------------------------------------------------------
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. № 1255
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ
РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
РАЙОНА
В соответствии с п. 3 постановления администрации Тамбовской области от 03.07.2015 № 711 "Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района и исполнительных органов государственной власти района" и целях совершенствования антикоррупционной деятельности администрация района постановляет:
1. Утвердить Методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации района (далее - Методика), согласно приложению.
2. Должностным лицам, руководителям структурных подразделений администрации района руководствоваться в антикоррупционной деятельности настоящей Методикой.
3. Опубликовать настоящее постановление на сайте "Тамбовский областной портал" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.top68.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации района Н.Н.Сухареву.
Вио главы администрации района
С.В.Щукин
Утверждена
постановлением
администрации Мичуринского района
от 06.08.2015 № 1255
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Основной целью настоящей Методики является обеспечение единого подхода в администрации района к организации работы по следующим направлениям:
оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;
внесение уточнений в перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей Методики являются:
определение перечня функций администрации района, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
формирование перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, корректировкой перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.
1.4. Реализация Методики осуществляется отделом организационной и кадровой работы администрации района.
2. Определение перечня функций администрации района, при
реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции
2.1. Определение перечня функций администрации района, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю и надзору, управлению муниципальным имуществом, оказанию муниципальных услуг, а также разрешительных, регистрационных функций.
2.3. При определении перечня коррупционно опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:
разработку проекта бюджета района, обеспечение исполнения бюджета района и подготовку отчета о его исполнении;
осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств;
регистрацию имущества и ведение Реестра муниципального имущества;
организацию продажи муниципального имущества;
предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности;
выполнение комплексных кадастровых работ;
установление заработной платы руководителям муниципальных учреждений;
осуществление бухгалтерского учета и отчетности;
хранение и распределение материально-технических ресурсов;
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
осуществление муниципального контроля;
организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
участие в инвестиционной деятельности;
организацию в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах установленных полномочий;
дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
утверждение схемы размещения рекламных конструкций;
организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
регистрацию записей актов гражданского состояния;
осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан;
участие в организации кадровой работы в муниципальном образовании;
осуществление наградной деятельности;
деятельность по оказанию материальной помощи гражданам;
рассмотрение и анализ обращений граждан и юридических лиц;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
представление в судебных органах прав и законных интересов администрации района.
2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно опасной), может быть выявлена:
в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
в статистических данных;
по результатам рассмотрения:
обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях;
уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего района к совершению коррупционных правонарушений;
сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;
материалов, представленных правоохранительными органами, государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Тамбовской области.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируется и утверждается перечень коррупционно опасных функций.
Перечень коррупционно опасных функций может быть утвержден главой района посредством оформления грифа "Утверждаю" либо одобрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что также оформляется грифом "Одобрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов".
Основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов будет являться представление главы района или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими.
3. Формирование перечня должностей муниципальной службы,
замещение которых связано с коррупционными рисками
3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для муниципальных служащих, так и для третьих лиц).
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:
необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей муниципального служащего либо его родственников;
предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу;
оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации и области;
а также сведения о:
нарушении муниципальными служащими требований нормативных правовых актов администрации района, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с должностными обязанностями;
получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники муниципальных служащих;
совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией района формируется и утверждается перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Утверждение перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, осуществляется главой района посредством издания нормативного правового акта преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является представление главы района или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации района мер по предупреждению коррупции.
Уточнение (корректировку) перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, осуществляется по результатам оценки коррупционных рисков не реже одного раза в год.
4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в
конкретных управленческих процессах реализации
коррупционно опасных функций
4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
значительно уменьшается риск отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
снижается степень усмотрения муниципальных служащих при принятии управленческих решений;
создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
создается гласная, открытая модель реализации коррупционно опасной функции.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, применяются следующие меры:
введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);
исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и организациями;
совершенствование механизма отбора муниципальных служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
сокращение количества муниципальных служащих, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
сокращение сроков принятия управленческих решений;
установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно опасной функции;
установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей Методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством организации внутреннего контроля за исполнением муниципальными служащими своих обязанностей.
При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих в средствах массовой информации;
использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных функций.
5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей
муниципальными служащими, деятельность которых связана с
коррупционными рисками
5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
корректировка перечня коррупционно опасных функций и перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих.
Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе, путем проведения опросов на официальном сайте администрации района в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими.
5.3. При проведении мониторинга:
формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации района, государственными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей Методики.
5.4. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих, а также по внесению изменений в перечень коррупционно опасных функций и перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
ежегодные доклады главе района о результатах проведения мониторинга.
------------------------------------------------------------------