Экспертное заключение Управления Минюста России по Тамбовской области от 14.08.2015 N 936 "На приказ управления образования и науки Тамбовской области от 25.06.2012 N 1841 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с несовершеннолетним подопечным, достигшим шестнадцати лет" "



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 августа 2015 г. № 936

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 25.06.2012 № 1841 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ВЫДАЧА
РАЗРЕШЕНИЯ НА РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЯ С
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПОДОПЕЧНЫМ, ДОСТИГШИМ ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ" (В
РЕДАКЦИИ ПРИКАЗА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 19.05.2015 № 1560)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Управление) на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, провело правовую и антикоррупционную экспертизы приказа управления образования и науки Тамбовской области от 25.06.2012 № 1841 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с несовершеннолетним подопечным, достигшим шестнадцати лет" (в редакции приказа управления образования и науки Тамбовской области от 19.05.2015 № 1560).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие следующих приказов управления образования и науки Тамбовской области:
- от 25.06.2012 № 1974 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с несовершеннолетним подопечным, достигшим шестнадцати лет". Текст Приказа опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 03.07.2012 № 50 (1282);
- от 19.05.2015 № 1560 "О внесении изменений в административный регламент предоставления государственной услуги "выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с несовершеннолетним подопечным, достигшим шестнадцати лет, утвержденного приказом управления образования и науки Тамбовской области от 25.06.2012 № 1841. Текст данного нормативного правового акта опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 15.06.2015 № 3886.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные на установление сроков, оснований и последовательности действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги "выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с несовершеннолетним подопечным, достигшим шестнадцати лет", что в соответствии с подпунктами "е" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Приказа относится к компетенции управления образования и науки Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в редакции от 20.04.2015 № 101-ФЗ), Гражданским кодексом Российской Федерации от 21.10.1994 № 51-ФЗ (в редакции от 13.07.2015 № 268-ФЗ) (далее - ГК РФ), федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 174-ФЗ), от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 13.07.2015 № 216-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относится выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 29 части 1 статьи 4 Закона Тамбовской области от 10.05.2011 № 2-З "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" органы опеки и попечительства Тамбовской области выдают разрешения на раздельное проживание попечителей и их подопечных.
В соответствии с пунктом 27 статьи 1 Закона Тамбовской области от 27.12.2007 № 334-З "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" администрации городских округов, муниципальных районов выдают разрешения на раздельное проживание попечителей и их подопечных.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27.01.2011 № 38 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области" (далее - Постановление № 38) утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
Таким образом, Приказ принят во исполнение норм действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, выявлен следующий коррупциогенный фактор.
Согласно абзацу 4 пункта 2.7 раздела 2 административного регламента предоставления государственной услуги "выдача разрешения на раздельное проживание попечителя с несовершеннолетним подопечным, достигшим шестнадцати лет", утвержденного экспертируемым Приказом (далее - Административный регламент), одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является несоответствие качества документов требованиям, установленным подпунктом 3.2.4 административного регламента.
Вместе с тем, на основании абзаца 4 пункта 2.8 раздела 2 Административного регламента в случае, если документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства и настоящего административного регламента, в предоставлении государственной услуги, отказывается.
С учетом изложенного, по одним и тем же основаниям (несоответствие требованиям административного регламента) может быть принято 2 решения: как решение об отказе в приеме документов, так и решение об отказе в предоставлении государственной услуги, что способствует проявлению коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий, а именно: неопределенность условий или оснований принятия решения.
С целью устранения указанного коррупциогенного фактора, рекомендуем четко разграничить в Административном регламенте основания, по которым принимается решение об отказе в приеме документов и основания, по которым принимается решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
В то же время, в результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлена норма, не соответствующая региональному законодательству.
В пункте 2.9.5 раздела 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 27.01.2011 № 38 предусмотрено, что в разделе "5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти области, а также их должностных лиц" административного регламента предусматривается, в том числе, право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
В то же время, в пункте 5.4 раздела 5 Административного регламента указано, что заявитель имеет право на ознакомление с документами и материалами, необходимыми для обоснования и рассмотрения жалобы.
Форма и текст Приказа соответствуют правилам и приемам юридической техники.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просьба сообщить в Управление.

И.о. начальника
Ю.Н.Митина


------------------------------------------------------------------