Закон Тамбовской области от 05.10.2015 N 572-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации в Тамбовской области"



5 октября 2015 года N 572-З

------------------------------------------------------------------

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением
Тамбовской областной Думы
от 30 сентября 2015 г.
№ 1567

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, а также вопросы, связанные с реализацией переданных полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, и иные отношения, отнесенные федеральным законодательством об объектах культурного наследия к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе области, применяются в том значении, в каком они определены федеральным законодательством об объектах культурного наследия.

Статья 2. Полномочия областной Думы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям областной Думы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Тамбовской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством об объектах культурного наследия, и контроль за их исполнением;
2) принятие решения о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Тамбовской области;
3) утверждение Перечня объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Тамбовской области, не подлежащих отчуждению;
4) принятие решения об отчуждении отдельных объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Тамбовской области;
5) согласование изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения, категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения - на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области Российской Федерации и законами области.

Статья 3. Полномочия органов исполнительной власти области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

1. К полномочиям администрации области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) принятие нормативных правовых актов области в пределах полномочий администрации области;
2) разработка и обеспечение выполнения государственных программ Тамбовской области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
3) установление порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия;
4) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством об объектах культурного наследия;
5) принятие решений о передаче в аренду, безвозмездное пользование, оперативное управление либо хозяйственное ведение объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Тамбовской области;
6) утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
7) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Тамбовской области (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения;
8) создание историко-культурного заповедника регионального значения, утверждение его границ;
9) обращение в федеральный орган охраны объектов культурного наследия об исключении из реестра объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения;
10) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета; о создании историко-культурного заповедника федерального значения, утверждении его границ и режима содержания;
11) организация обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тамбовской области;
------------------------------------------------------------------
Подпункт 12 пункта 1 статьи 3 вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
------------------------------------------------------------------
12) иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и иными федеральными законами, а также законами Тамбовской области.
2. Администрация области реализует полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, как самостоятельно, так и через органы исполнительной власти Тамбовской области в пределах их компетенции.
3. Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Тамбовской области осуществляет орган исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны объектов культурного наследия).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия:
1) выдает предписания об ограничении или запрещении движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и (или) в его зонах охраны;
2) определяет режим содержания историко-культурного заповедника регионального значения;
3) согласовывает проекты генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения;
4) согласовывает форму, содержание и место размещения информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения;
5) представляет в администрацию области проекты зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, в т.ч. проекты объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, предложения о создании историко-культурного заповедника регионального значения, включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом.

Статья 4. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:
бюджет Тамбовской области;
местные бюджеты;
внебюджетные поступления.
На мероприятия по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия могут привлекаться средства федерального бюджета в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти области вправе за счет средств бюджета Тамбовской области принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения.
2. Источниками финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, находящихся в частной собственности, являются средства собственников указанных объектов.

Статья 5. Региональные программы Тамбовской области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

1. Для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатывается региональная программа Тамбовской области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
2. Формирование, финансирование и реализация региональной программы Тамбовской области охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Статья 6. Порядок учета средств от использования объектов культурного наследия в бюджете Тамбовской области

Денежные средства, поступающие от использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Тамбовской области, учитываются в доходах бюджета Тамбовской области как доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, и используются на мероприятия по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия в соответствии с законодательством области.

Статья 7. Льготы физическим и юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в государственной собственности области, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статьями 40 - 45 Федерального закона, и обеспечившее их выполнение в соответствии с Федеральным законом, имеет право на льготную арендную плату в соответствии с законом области о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация затрат арендатору объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности области, при проведении им капитального ремонта и реставрационных работ производится в порядке, установленном администрацией Тамбовской области.

Статья 8. Порядок организации работ по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия

1. Работы по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляются в случаях:
1) выявления объектов культурного наследия, проводимого региональным органом охраны объектов культурного наследия;
2) поступления заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
3) поступления заявления федерального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия, физического или юридического лица о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).
2. Региональный орган охраны объектов культурного наследия организует работы по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
3. Срок проведения работ по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень не должен превышать девяноста дней с момента регистрации заявления региональным органом охраны объектов культурного наследия.
4. По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия с учетом мнения общественного совета при региональном органе охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Основанием отказа во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия является неподтверждение историко-культурной ценности объекта, а также отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Статья 9. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения

1. На объектах культурного наследия регионального значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
2. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения возлагается на собственников объектов.
3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
4. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия должны содержать основные данные о памятнике и указания о том, что памятник охраняется государством.
Форма, содержание и место размещения информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия подлежат согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
Информационные надписи должны учитывать ценные особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию, историко-культурную и художественную ценность объектов культурного наследия.
Содержание текста информационной надписи должно включать:
наименование объекта культурного наследия;
датировки/авторов;
исторические события;
категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия;
указание на то, что объект культурного наследия охраняется государством.

Статья 10. Зоны охраны объектов культурного наследия

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
2. Границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе граница объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия постановлением администрации Тамбовской области по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия.
3. Проекты зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе проекты объединенной зоны охраны объектов культурного местного (муниципального) значения, а также предлагаемые к утверждению границы их зон охраны, в том числе граница объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон согласовываются с органом местного самоуправления, на территории которого находится данный объект культурного наследия, в срок не более тридцати дней со дня поступления указанных проектов на согласование.

Статья 11. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

1. В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств на территории данного объекта и (или) в его зонах охраны ограничивается или запрещается.
2. Предписание об ограничении или запрещении движения транспортных средств в границах территорий объекта культурного наследия и (или) в его зонах охраны вносится региональным органом охраны объектов культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся объекты культурного наследия.
3. Органы местного самоуправления муниципального образования в течение месяца со дня внесения предписания принимают меры по устранению угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия и сообщают о принятых мерах в региональный орган охраны объектов культурного наследия.

Статья 12. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия

1. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется в исключительных случаях посредством его реставрации при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.
2. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Тамбовской области принимается областной Думой по представлению администрации области, согласованному с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается воссоздание утраченного объекта культурного наследия, с учетом общественного мнения, а в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения - также с учетом мнения религиозных организаций.

Статья 13. Историко-культурный заповедник регионального значения

1. Решение об отнесении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, к историко-культурному заповеднику регионального значения принимается администрацией области по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия.
Документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурному заповеднику, должны иметь положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Граница историко-культурного заповедника регионального значения определяется администрацией области на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница.
2. Режим содержания историко-культурного заповедника регионального значения определяется региональным органом охраны объектов культурного наследия.
На территории историко-культурного заповедника устанавливается дифференцированный режим содержания, который определяется в соответствии с проектом зон охраны.
Контроль за обеспечением режима содержания историко-культурного заповедника регионального значения осуществляет региональный орган охраны объектов культурного наследия.

Статья 14. Исторические поселения регионального значения

1. Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения утверждаются постановлением администрации области.
2. Органы местного самоуправления поселения и городского округа в целях включения населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения представляют в региональный орган охраны объектов культурного наследия:
1) ходатайство о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения, обосновывающее его особое значение для истории и культуры Тамбовской области;
2) предложения по предмету охраны исторического поселения регионального значения с учетом требований федерального законодательства об объектах культурного наследия;
3) предложения по границам территории исторического поселения регионального значения.
3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия рассматривает документы, указанные в части 2 настоящей статьи, и в срок, не превышающий 30 дней с даты их получения, направляет на рассмотрение администрации области предложения о возможности включения населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения или информирует орган местного самоуправления об отказе в удовлетворении его ходатайства.

Статья 15. Порядок согласования проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения

1. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
2. Органы местного самоуправления поселения или городского округа, в границах которого расположено историческое поселение, обеспечивают представление в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, до их утверждения.
3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия рассматривает представленные проекты правил землепользования и застройки в течение 30 дней с даты их получения и принимает решение в форме приказа о согласовании либо об отказе в согласовании рассмотренных проектов правил землепользования и застройки.
4. Основанием для отказа в согласовании региональным органом охраны объектов культурного наследия проектов правил землепользования и застройки является несоответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения.

Статья 16. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта 12 пункта 1 статьи 3, и распространяется на правоотношения, возникшие с 22 января 2015 года.
2. Подпункт 12 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
3. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Тамбовской области от 28 июня 2005 г. № 332-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (газета "Тамбовская жизнь", 2005, 12 июля);
Закон Тамбовской области от 4 июля 2007 года № 229-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (газета "Тамбовская жизнь", 2007, 13 июля);
Закон Тамбовской области от 5 июня 2008 года № 384-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (газета "Тамбовская жизнь", 2008, 10 июня);
статью 9 Закона Тамбовской области от 18 декабря 2008 года № 477-З "О признании утратившими силу законов Тамбовской области и внесении изменений в некоторые законы Тамбовской области в связи с изменением порядка утверждения целевых программ" (газета "Тамбовская жизнь", 2008, 26 декабря);
статью 2 Закона Тамбовской области от 9 ноября 2009 года № 577-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" и статью 11 Закона Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (газета "Тамбовская жизнь", 2009, 13 ноября);
Закон Тамбовской области от 29 апреля 2010 года № 650-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (газета "Тамбовская жизнь", 2010, 7 мая);
Закон Тамбовской области от 29 ноября 2011 года № 86-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (газета "Тамбовская жизнь", 2011, 6 декабря);
Закон Тамбовской области от 3 апреля 2013 года № 263-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru), 2013, 5 апреля);
Закон Тамбовской области от 10 февраля 2014 года № 375-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru), 2014, 13 февраля);
Закон Тамбовской области от 10 февраля 2014 года № 376-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области" (сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru), 2014, 13 февраля).

Глава администрации области
А.В.Никитин
г. Тамбов
5 октября 2015 года
№ 572-З


------------------------------------------------------------------