Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 19.06.2015 N 1985 "Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 19 июня 2015 г. № 1985
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА
ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 № 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", от 20.08.2012 № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 1;
1.2. Формы:
- журнала регистрации заявлений граждан о желании пройти подготовку (приложение № 2);
- журнала учета учебных занятий с кандидатами в замещающие родители (приложение № 3);
- журнала учета граждан, прошедших подготовку (приложение № 4).
2. Признать утратившими силу приказы управления образования и науки Тамбовской области от 25.09.2012 № 2562 "Об утверждении порядка и программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", от 25.12.2013 № 3734 "О внесении изменений в Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей".
3. Опубликовать настоящий приказ в газете "Тамбовская жизнь".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела охраны прав детства Л.В.Варкову.
И.о. начальника управления
М.В.Быкова
Приложение 1
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И
Пояснительная записка
Данная программа разработана для психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (удочерителями) (далее - граждан) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Цель курса: социально-психолого-педагогическая подготовка граждан к осуществлению функции замещающего родителя, формирование осознанного решения о принятии в семью ребенка-сироты; снижение риска отказов от воспитания ребенка-сироты в семье.
Задачи курса:
оказание помощи в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями, а также в осознании собственной психологической готовности к воспитанию детей-сирот;
оказание помощи при проведении оценки ресурсности семейной системы перед принятием ребенка-сироты в семью;
обеспечение освоения навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка-сироты в семье;
обучение граждан умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми-сиротами;
создание условий для получения и усвоения информации и формирования единого пространства между обучающимися в ходе занятий;
информирование граждан о службах по устройству детей-сирот в семью, сопровождающих их адаптацию в семьях замещающих родителей.
Формы организации занятий:
Обучение проводится в очной или очно-заочной форме, а также с использованием дистанционного обучения.
Очная форма обучения - одна из форм подготовки, предполагающая обязательное посещение аудиторных занятий (лекций, тренингов и семинаров), организованных по утвержденному расписанию специалистами органа опеки и попечительства или организации. Занятия по очной форме обучения проводятся в виде мини-лекций, семинаров, практикумов с элементами тренинга, ролевых и деловых игр, индивидуальной и групповой консультаций. На лекциях граждане получают необходимые знания, которые закрепляются на семинарах и практикумах. Методы, используемые на занятиях, варьируются в зависимости от тематики учебного курса и включают разбор и решение практических задач, проведение деловых и ролевых игр. При наличии ресурсов используются компьютерные технологии (компьютерное тестирование).
Очно-заочная форма обучения предполагает аудиторную работу и самостоятельную работу (домашние задания). Гражданин работает с материалами, предлагаемыми специалистами, выполняет контрольные и тестовые задания. В очно-заочной форме подразумевается выполнение большого объема самостоятельной работы (контрольные задания, эссе и т.п.).
Дистанционная форма подготовки - это форма организации обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между участниками процесса обучения. Дистанционная форма организуется с помощью использования широкого спектра интернет-технологий (при наличии ресурса). Дистанционная подготовка может являться частью обучения, но не заменяет другие формы обучения. Результаты выполнения контрольных заданий проверяются специалистом, на основании этого делается заключение об уровне подготовленности гражданина.
Условия освоения программы: наличие у гражданина мотивации к приобретению новых знаний для дальнейшего применения их в воспитании детей-сирот.
Требования к уровню подготовки граждан, желающих принять в семью ребенка-сироту:
гражданин должен иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью;
о сопровождающей организации и замещающей семье в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности замещающих родителей за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие;
об особенностях детей-сирот и влияния прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на психофизическое развитие и поведение;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;
об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка-сироты;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками;
гражданин должен знать:
права и обязанности замещающих родителей как в отношении ребенка-сироты, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности и потребности развития ребенка-сироты в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка-сироты в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации;
о влиянии прошлого опыта (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами, разлуки с семьей) ребенка-сироты на психофизическое развитие и поведение;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку-сироте на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в приемной семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей-сирот;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей-сирот в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка-сироты в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка-сироты, методы и приемы полового воспитания в семье;
гражданин должен уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка-сироты;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка-сироты в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение в зависимости от особенностей развития приемного ребенка, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка-сироты;
быть готовыми оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка-сироты и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка-сироты;
понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-сиротам и замещающим родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка-сироты;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
находить конструктивные выходы из кризисных ситуаций, в случае затруднений способны обратиться за помощью к специалистам.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Количество часов, в том числе
Форма контроля
Лекции
Семинары-тренинги
Индивидуальное консультирование
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
4
2
2
Структурированное интервью
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
8
2
6
3.
Этапы развития ребенка
4
2
2
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
10
4
4
2
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
8
2
6
6.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
8
2
6
7.
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
10
4
6
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
6
2
4
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
8
2
6
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
6
2
4
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
4
4
2
12.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
2
2
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
2
2
Собеседование
Всего
80
30
44
6
Содержание разделов
Раздел 1. "ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ
РОДИТЕЛИ"
Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО
РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ"
В данном разделе:
изучаются особенности детей, отстающих в развитии, испытывающих сложность в общении, двигательные нарушения, речевые и т.д. Коррекция подобных нарушений с применением CBR-технологии";
изучаются потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проводится оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проводится оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. "ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
Включает темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГАВШЕГОСЯ
ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
Включает темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. "ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ
И ПОТЕРИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)"
Включает темы:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. "АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ"
Включает темы:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
взаимосвязь детско-родительских взаимоотношений и взаимоотношений между детьми, являющимися кровными братьями и сестрами";
подготовка кровного ребенка к появлению в семье приемного ребенка";
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. "ТРУДНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, НАВЫКИ
УПРАВЛЕНИЯ "ТРУДНЫМ" ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА"
Включает темы:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. МЕРЫ ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА"
В разделе рассматриваются:
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. "ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО
РЕБЕНКА"
Включает темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. "РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
И РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА"
Включает темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН"
Включает темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ С ОРГАНАМИ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ
УСЛУГИ ДЕТЯМ И СЕМЬЯМ"
В разделе изучаются:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. "ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ
КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ"
Включает:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Приложение 2
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН О ЖЕЛАНИИ ПРОЙТИ ПОДГОТОВКУ
№ п/п
Ф.И.О. гражданина
Адрес, контактный телефон
Дата подачи заявления
Ф.И.О. специалиста, принявшего заявление
Примечание
Приложение 3
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ЖУРНАЛ
УЧЕТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С КАНДИДАТАМИ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
№ п/п
Ф.И.О. гражданина
Дата проведения занятия
Тема занятия
Форма проведения занятия
Ф.И.О. специалиста, проводившего занятие
Примечание (результаты обучения)
Приложение 4
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ГРАЖДАН, ПРОШЕДШИХ ПОДГОТОВКУ
№ п/п
Ф.И.О. гражданина
Домашний адрес
Период обучения
Форма обучения (количество часов)
Дата выдачи свидетельства
Подпись гражданина, прошедшего подготовку
Сведения о повторной выдаче свидетельства <*> (дата выдачи, подпись)
--------------------------------
<*> В случае утери, непригодности, износа, повреждения Свидетельства оно может быть выдано повторно по письменному заявлению кандидата в орган опеки и попечительства или организацию, где он проходил подготовку. В заявлении указывается причина повторной выдачи документа.
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 19 июня 2015 г. № 1985
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА
ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 № 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", от 20.08.2012 № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 1;
1.2. Формы:
- журнала регистрации заявлений граждан о желании пройти подготовку (приложение № 2);
- журнала учета учебных занятий с кандидатами в замещающие родители (приложение № 3);
- журнала учета граждан, прошедших подготовку (приложение № 4).
2. Признать утратившими силу приказы управления образования и науки Тамбовской области от 25.09.2012 № 2562 "Об утверждении порядка и программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", от 25.12.2013 № 3734 "О внесении изменений в Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей".
3. Опубликовать настоящий приказ в газете "Тамбовская жизнь".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела охраны прав детства Л.В.Варкову.
И.о. начальника управления
М.В.Быкова
Приложение 1
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И
Пояснительная записка
Данная программа разработана для психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (удочерителями) (далее - граждан) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Цель курса: социально-психолого-педагогическая подготовка граждан к осуществлению функции замещающего родителя, формирование осознанного решения о принятии в семью ребенка-сироты; снижение риска отказов от воспитания ребенка-сироты в семье.
Задачи курса:
оказание помощи в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями, а также в осознании собственной психологической готовности к воспитанию детей-сирот;
оказание помощи при проведении оценки ресурсности семейной системы перед принятием ребенка-сироты в семью;
обеспечение освоения навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка-сироты в семье;
обучение граждан умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми-сиротами;
создание условий для получения и усвоения информации и формирования единого пространства между обучающимися в ходе занятий;
информирование граждан о службах по устройству детей-сирот в семью, сопровождающих их адаптацию в семьях замещающих родителей.
Формы организации занятий:
Обучение проводится в очной или очно-заочной форме, а также с использованием дистанционного обучения.
Очная форма обучения - одна из форм подготовки, предполагающая обязательное посещение аудиторных занятий (лекций, тренингов и семинаров), организованных по утвержденному расписанию специалистами органа опеки и попечительства или организации. Занятия по очной форме обучения проводятся в виде мини-лекций, семинаров, практикумов с элементами тренинга, ролевых и деловых игр, индивидуальной и групповой консультаций. На лекциях граждане получают необходимые знания, которые закрепляются на семинарах и практикумах. Методы, используемые на занятиях, варьируются в зависимости от тематики учебного курса и включают разбор и решение практических задач, проведение деловых и ролевых игр. При наличии ресурсов используются компьютерные технологии (компьютерное тестирование).
Очно-заочная форма обучения предполагает аудиторную работу и самостоятельную работу (домашние задания). Гражданин работает с материалами, предлагаемыми специалистами, выполняет контрольные и тестовые задания. В очно-заочной форме подразумевается выполнение большого объема самостоятельной работы (контрольные задания, эссе и т.п.).
Дистанционная форма подготовки - это форма организации обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между участниками процесса обучения. Дистанционная форма организуется с помощью использования широкого спектра интернет-технологий (при наличии ресурса). Дистанционная подготовка может являться частью обучения, но не заменяет другие формы обучения. Результаты выполнения контрольных заданий проверяются специалистом, на основании этого делается заключение об уровне подготовленности гражданина.
Условия освоения программы: наличие у гражданина мотивации к приобретению новых знаний для дальнейшего применения их в воспитании детей-сирот.
Требования к уровню подготовки граждан, желающих принять в семью ребенка-сироту:
гражданин должен иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью;
о сопровождающей организации и замещающей семье в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности замещающих родителей за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие;
об особенностях детей-сирот и влияния прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на психофизическое развитие и поведение;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;
об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка-сироты;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками;
гражданин должен знать:
права и обязанности замещающих родителей как в отношении ребенка-сироты, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности и потребности развития ребенка-сироты в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка-сироты в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации;
о влиянии прошлого опыта (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами, разлуки с семьей) ребенка-сироты на психофизическое развитие и поведение;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку-сироте на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в приемной семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей-сирот;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей-сирот в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка-сироты в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка-сироты, методы и приемы полового воспитания в семье;
гражданин должен уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка-сироты;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка-сироты в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение в зависимости от особенностей развития приемного ребенка, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка-сироты;
быть готовыми оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка-сироты и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка-сироты;
понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-сиротам и замещающим родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка-сироты;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
находить конструктивные выходы из кризисных ситуаций, в случае затруднений способны обратиться за помощью к специалистам.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Количество часов, в том числе
Форма контроля
Лекции
Семинары-тренинги
Индивидуальное консультирование
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
4
2
2
Структурированное интервью
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
8
2
6
3.
Этапы развития ребенка
4
2
2
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
10
4
4
2
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
8
2
6
6.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
8
2
6
7.
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
10
4
6
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
6
2
4
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
8
2
6
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
6
2
4
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
4
4
2
12.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
2
2
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
2
2
Собеседование
Всего
80
30
44
6
Содержание разделов
Раздел 1. "ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ
РОДИТЕЛИ"
Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО
РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ"
В данном разделе:
изучаются особенности детей, отстающих в развитии, испытывающих сложность в общении, двигательные нарушения, речевые и т.д. Коррекция подобных нарушений с применением CBR-технологии";
изучаются потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проводится оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проводится оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. "ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
Включает темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГАВШЕГОСЯ
ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
Включает темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. "ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ
И ПОТЕРИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)"
Включает темы:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. "АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ"
Включает темы:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
взаимосвязь детско-родительских взаимоотношений и взаимоотношений между детьми, являющимися кровными братьями и сестрами";
подготовка кровного ребенка к появлению в семье приемного ребенка";
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. "ТРУДНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, НАВЫКИ
УПРАВЛЕНИЯ "ТРУДНЫМ" ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА"
Включает темы:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. МЕРЫ ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА"
В разделе рассматриваются:
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. "ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО
РЕБЕНКА"
Включает темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. "РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
И РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА"
Включает темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН"
Включает темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ С ОРГАНАМИ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ
УСЛУГИ ДЕТЯМ И СЕМЬЯМ"
В разделе изучаются:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. "ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ
КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ"
Включает:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Приложение 2
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН О ЖЕЛАНИИ ПРОЙТИ ПОДГОТОВКУ
№ п/п
Ф.И.О. гражданина
Адрес, контактный телефон
Дата подачи заявления
Ф.И.О. специалиста, принявшего заявление
Примечание
Приложение 3
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ЖУРНАЛ
УЧЕТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С КАНДИДАТАМИ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
№ п/п
Ф.И.О. гражданина
Дата проведения занятия
Тема занятия
Форма проведения занятия
Ф.И.О. специалиста, проводившего занятие
Примечание (результаты обучения)
Приложение 4
к приказу
управления образования и науки
Тамбовской области
от 19.06.2015 № 1985
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ГРАЖДАН, ПРОШЕДШИХ ПОДГОТОВКУ
№ п/п
Ф.И.О. гражданина
Домашний адрес
Период обучения
Форма обучения (количество часов)
Дата выдачи свидетельства
Подпись гражданина, прошедшего подготовку
Сведения о повторной выдаче свидетельства <*> (дата выдачи, подпись)
--------------------------------
<*> В случае утери, непригодности, износа, повреждения Свидетельства оно может быть выдано повторно по письменному заявлению кандидата в орган опеки и попечительства или организацию, где он проходил подготовку. В заявлении указывается причина повторной выдачи документа.
------------------------------------------------------------------