Постановление администрации Ржаксинского поселкового Совета Ржаксинского района Тамбовской области от 02.04.2015 N 73 "Об утверждении программы повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ржаксинском поссовете"
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
РЖАКСИНСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ РЖАКСИНСКОГО ПОСЕЛКОВОГО СОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. № 73
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В
РЖАКСИНСКОМ ПОССОВЕТЕ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р администрация поссовета постановляет:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ржаксинском поссовете Ржаксинского района Тамбовской области согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Знамя труда".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава поссовета
А.В.Матвеева
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Ржаксинского поссовета
от 02.04.2015 № 73
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В РЖАКСИНСКОМ ПОССОВЕТЕ
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ржаксинском поссовете (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и определяет основные направления действий органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета.
1. Итоги реализации Программы повышения эффективности
бюджетных расходов Ржаксинского поссовета на 2015 - 2017
годы
В 2015 - 2017 годах развитие бюджетной системы Ржаксинского поссовета осуществлялось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ржаксинского поссовета на 2015 - 2017 годы, утвержденной постановлением администрации поссовета от .0.2011 № (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлялась по следующим основным направлениям: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы поссовета, совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления поссовета, повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной
системы Ржаксинского поссовета
В целях своевременной и качественной подготовки проектов решения Ржаксинского поселкового Совета народных депутатов о бюджете Ржаксинского поссовета администрацией поссовета ежегодно утверждался порядок их разработки, разработаны и утверждены порядок и методика планирования бюджетных ассигнований поссовета бюджета. Формирование бюджета осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития поселка, а также с соблюдением ограничений дефицита бюджета и муниципального долга в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Четкое соблюдение ст. 219 БК РФ, а также регулярная оценка кредиторской задолженности позволили не допустить перехода ее в статус "просроченной".
2. Совершенствование программно-целевых принципов
организации деятельности органов местного самоуправления
С внесением изменений в статью 179 Бюджетного кодекса РФ, определением такого понятия как "муниципальная программа", администрацией поссовета был утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Ржаксинского поссовета (постановление от 28.08.2013 № 213), что позволило в основу формирования бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов заложить утвержденные муниципальные программы. Применение данного инструмента позволило увеличить долю программных расходов в 2015 году до 54,6% и как следствие повысить ответственность должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за исполнение мероприятий программ, что будет способствовать, в свою очередь, повышению эффективности бюджетных расходов.
3. Повышение эффективности предоставления муниципальных
услуг
С 2012 года в поссовете действует практика доведения до муниципального учреждения муниципальных заданий. С целью повышения эффективности предоставления услуг в поссовете разработаны и утверждены Стандарты качества оказания муниципальных услуг. Для дальнейшего повышения эффективности расходов в данном направлении необходимо определить нормативы оказания услуг, ориентируясь на утвержденные на федеральном уровне нормы и затраты, чтобы перейти к формированию муниципальных заданий на основе единых нормативов.
II. Цель, задачи и условия реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста и достижения других стратегических целей социально-экономического развития поселка.
Наряду с поступательным развитием в последние годы правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Ржаксинском поссовете в целом к настоящему времени еще не завершен.
Все мероприятия в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов были реализованы, но сохраняется ряд недостатков и ограничений, в том числе:
несмотря на то, что при формировании бюджета поссовета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в основу положены муниципальные программы, при формировании бюджета достижение значений показателей муниципальных программ поссовета, как правило, не учитывалось при планировании бюджетных ассигнований. Вопрос эффективности реализации муниципальных программ поссовета пока не является основополагающим при формировании проекта бюджета поссовета;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов.
Исходя из этого, целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, а также совершенствование муниципального финансового контроля, которые нашли отражение в Программе. Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом, Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы:
завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. При этом для обеспечения достижения целей муниципальных программ и повышения их эффективности при планировании бюджетных ассигнований необходимо особое внимание обращать на их увязку с показателями муниципальных программ;
реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
осуществить совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
повысить открытость и прозрачность управления муниципальными финансами.
III. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения
программно-целевых методов управления
В 2015 году была подготовлена нормативная правовая, методическая и аналитическая база для перехода к формированию и исполнению бюджета Ржаксинского поссовета на основе программ - к "программному" бюджету.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности поссовета. Эффективность "программного" бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
Развитие муниципальных программ Ржаксинского поссовета как
основного инструмента повышения эффективности бюджетных
расходов
Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ржаксинском поссовете. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет.
Переход к "программному" бюджету - это не столько принятие муниципальных программ и программный формат расходов, сколько изменение идеологии формирования, исполнения и контроля. От "чего израсходовано" до "чего достигли".
Как отметил в Бюджетном послании на 2014 - 2016 годы Президент Российской Федерации, конечная эффективность "программных" бюджетов зависит от качества государственных и муниципальных программ, механизмов контроля за их реализацией.
Поскольку муниципальные программы Ржаксинского поссовета становятся важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, то в рамках проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ будет осуществляться контроль за их выполнением, а также приниматься решения о дальнейшей их реализации.
IV. Развитие системы муниципального финансового контроля
В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение функций и задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных программ, органов внутреннего муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
В рамках реформирования муниципального финансового контроля в Ржаксинском районе определен орган, уполномоченный на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, и орган, уполномоченный принимать решение о применении мер принуждения, в случае установления бюджетных нарушений, разработаны порядки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, контроля за соблюдением Федерального закона 44-ФЗ, контроля, осуществляемого за главными администраторами средств бюджета поссовета.
Переход к "программному" бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о бюджете, но и на всем "жизненном цикле" муниципальных программ - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
Постановлением от 28.08.2013 № 213 утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Ржаксинского поссовета, а также контроль за реализацией программ. В целом принятые меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ Ржаксинского поссовета.
Существующая организация контроля за реализацией муниципальных программ в Ржаксинском поссовете позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации новых подходов в целом к деятельности органов, осуществляющих внутренний муниципальный финансовый контроль, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов необходимо:
провести анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и подготовить предложения по совершенствованию осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
V. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов
Переход к "программному" бюджету предполагает повышение ответственности органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета за достижение запланированных целей и результатов.
1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия, исходя из возможностей бюджета Ржаксинского поссовета, в реализации государственных программ Российской Федерации, Тамбовской области и мероприятий, софинансируемых из федерального, областного и районного бюджетов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Ржаксинского поссовета, в процессе формирования проекта бюджета поссовета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ Ржаксинского поссовета, исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета поссовета согласно утвержденному порядку о методике планирования бюджетных ассигнований бюджета поссовета.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность непосредственной "увязки" соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы, особые условия доступности соответствующей инфраструктуры) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Анализ реализации муниципальных программ Ржаксинского поссовета должен сопровождаться обязательным составлением отчетов об исполнении планов реализации муниципальных программ, содержащих перечень значимых контрольных событий, оказывающих существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий, а также объем расходов на их реализацию, а также годовых отчетов о реализации муниципальных программ.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ.
2. Развитие системы муниципальных закупок и повышение
функциональной эффективности расходов в этой сфере
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Ржаксинского поссовета.
Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
С 1 января 2014 г. вступил в силу Закон о контрактной системе, согласно которому произошли значительные изменения правил осуществления закупок для муниципальных нужд. Поправки затрагивают как деятельность заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок. Закон о контрактной системе будет регулировать закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.
При этом целесообразность осуществления муниципальных закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации муниципальных программ, планы-графики закупок увязаны с планами реализации муниципальных программ, а в контрактах на оказание услуг или закупку товаров для муниципальных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий муниципальных программ.
В течение 2015 года на муниципальном уровне планируется утвердить порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд.
3. Оптимизация структуры муниципального сектора экономики
Оптимизация структурных изменений органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета проводится в направлении обеспечения соответствия их структуры и функций полномочиям, возложенным на муниципальное образование Ржаксинский поссовет федеральным и областным законодательством, а также с целью реализации единых подходов к принятию решения об изменении штатной численности органов местного самоуправления на основе комплексного изучения и описания их полномочий, функций, а также необходимых для выполнения этих функций трудозатрат.
4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
Основные проблемы, с которыми столкнулись муниципальные учреждения в процессе своей деятельности, состоят из вопросов, возникших в целом в Российской Федерации:
сложность объективного сопоставления затрат учреждений и оценка эффективности их деятельности при применении подхода "одно учреждение - одна услуга" (в данной ситуации применимы только индивидуальные нормативы, которые непригодны для анализа и сопоставления эффективности деятельности учреждений);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения услуг и отсутствие методик и опыта определения единых нормативов;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджетов с учетом показателей муниципальных заданий.
Основным направлением перспектив реализации Федерального закона № 83-ФЗ является включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ Ржаксинского поссовета.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих задач:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ Ржаксинского поссовета и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
2. Формирование сводного перечня муниципальных услуг и работ на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
3. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений. Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
4. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Решение проблемы определения стоимости платных услуг не предполагается осуществлять в рамках централизованного единого решения о методах регулирования определения платы. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации платные услуги оказываются муниципальным учреждением Ржаксинского поссовета заинтересованным в их получении физическим и юридическим лицам в дополнение к услугам, предоставляемым на бесплатной (безвозмездной) основе в рамках выполнения муниципального задания.
6. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
7. Совершенствование системы муниципальных услуг с учетом лучшей практики их оказания.
VI. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных
финансов
В Ржаксинском поссовете большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения поселкового Совета народных депутатов о бюджете, об отчете об исполнении бюджета поссовета, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в Ржаксинском поссовете.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью регулярно проводятся публичные слушания по проектам решения о бюджете поссовета и об отчете об исполнении бюджета поссовета.
Для обеспечения финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности необходимы:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
открытость деятельности органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета по формированию и исполнению бюджета поссовета;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления общественными финансами, а также открытость и доступность информации о планировании и расходовании бюджетных средств. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
Для достижения данной цели планируется, начиная с бюджета на 2015 год, формирование "бюджета для граждан", согласно Методическим рекомендациям по предоставлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.
Развитие публичности процесса управления общественными финансами в Ржаксинском поссовете будет во многом зависеть от разработки на федеральном и областном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным и муниципальным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. Проведение и реализация мероприятий по проведению публичных слушаний, ведение рубрики "Бюджет для граждан" способствуют повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения бюджета.
Повышение финансовой прозрачности Ржаксинского поссовета необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия муниципальных управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами Ржаксинского поссовета.
------------------------------------------------------------------
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
РЖАКСИНСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ РЖАКСИНСКОГО ПОСЕЛКОВОГО СОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. № 73
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В
РЖАКСИНСКОМ ПОССОВЕТЕ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р администрация поссовета постановляет:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ржаксинском поссовете Ржаксинского района Тамбовской области согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Знамя труда".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава поссовета
А.В.Матвеева
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Ржаксинского поссовета
от 02.04.2015 № 73
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В РЖАКСИНСКОМ ПОССОВЕТЕ
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ржаксинском поссовете (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и определяет основные направления действий органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета.
1. Итоги реализации Программы повышения эффективности
бюджетных расходов Ржаксинского поссовета на 2015 - 2017
годы
В 2015 - 2017 годах развитие бюджетной системы Ржаксинского поссовета осуществлялось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ржаксинского поссовета на 2015 - 2017 годы, утвержденной постановлением администрации поссовета от .0.2011 № (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлялась по следующим основным направлениям: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы поссовета, совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления поссовета, повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной
системы Ржаксинского поссовета
В целях своевременной и качественной подготовки проектов решения Ржаксинского поселкового Совета народных депутатов о бюджете Ржаксинского поссовета администрацией поссовета ежегодно утверждался порядок их разработки, разработаны и утверждены порядок и методика планирования бюджетных ассигнований поссовета бюджета. Формирование бюджета осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития поселка, а также с соблюдением ограничений дефицита бюджета и муниципального долга в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Четкое соблюдение ст. 219 БК РФ, а также регулярная оценка кредиторской задолженности позволили не допустить перехода ее в статус "просроченной".
2. Совершенствование программно-целевых принципов
организации деятельности органов местного самоуправления
С внесением изменений в статью 179 Бюджетного кодекса РФ, определением такого понятия как "муниципальная программа", администрацией поссовета был утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Ржаксинского поссовета (постановление от 28.08.2013 № 213), что позволило в основу формирования бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов заложить утвержденные муниципальные программы. Применение данного инструмента позволило увеличить долю программных расходов в 2015 году до 54,6% и как следствие повысить ответственность должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за исполнение мероприятий программ, что будет способствовать, в свою очередь, повышению эффективности бюджетных расходов.
3. Повышение эффективности предоставления муниципальных
услуг
С 2012 года в поссовете действует практика доведения до муниципального учреждения муниципальных заданий. С целью повышения эффективности предоставления услуг в поссовете разработаны и утверждены Стандарты качества оказания муниципальных услуг. Для дальнейшего повышения эффективности расходов в данном направлении необходимо определить нормативы оказания услуг, ориентируясь на утвержденные на федеральном уровне нормы и затраты, чтобы перейти к формированию муниципальных заданий на основе единых нормативов.
II. Цель, задачи и условия реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста и достижения других стратегических целей социально-экономического развития поселка.
Наряду с поступательным развитием в последние годы правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Ржаксинском поссовете в целом к настоящему времени еще не завершен.
Все мероприятия в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов были реализованы, но сохраняется ряд недостатков и ограничений, в том числе:
несмотря на то, что при формировании бюджета поссовета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в основу положены муниципальные программы, при формировании бюджета достижение значений показателей муниципальных программ поссовета, как правило, не учитывалось при планировании бюджетных ассигнований. Вопрос эффективности реализации муниципальных программ поссовета пока не является основополагающим при формировании проекта бюджета поссовета;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов.
Исходя из этого, целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, а также совершенствование муниципального финансового контроля, которые нашли отражение в Программе. Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом, Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы:
завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. При этом для обеспечения достижения целей муниципальных программ и повышения их эффективности при планировании бюджетных ассигнований необходимо особое внимание обращать на их увязку с показателями муниципальных программ;
реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
осуществить совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
повысить открытость и прозрачность управления муниципальными финансами.
III. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения
программно-целевых методов управления
В 2015 году была подготовлена нормативная правовая, методическая и аналитическая база для перехода к формированию и исполнению бюджета Ржаксинского поссовета на основе программ - к "программному" бюджету.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности поссовета. Эффективность "программного" бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
Развитие муниципальных программ Ржаксинского поссовета как
основного инструмента повышения эффективности бюджетных
расходов
Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ржаксинском поссовете. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет.
Переход к "программному" бюджету - это не столько принятие муниципальных программ и программный формат расходов, сколько изменение идеологии формирования, исполнения и контроля. От "чего израсходовано" до "чего достигли".
Как отметил в Бюджетном послании на 2014 - 2016 годы Президент Российской Федерации, конечная эффективность "программных" бюджетов зависит от качества государственных и муниципальных программ, механизмов контроля за их реализацией.
Поскольку муниципальные программы Ржаксинского поссовета становятся важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, то в рамках проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ будет осуществляться контроль за их выполнением, а также приниматься решения о дальнейшей их реализации.
IV. Развитие системы муниципального финансового контроля
В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение функций и задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных программ, органов внутреннего муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
В рамках реформирования муниципального финансового контроля в Ржаксинском районе определен орган, уполномоченный на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, и орган, уполномоченный принимать решение о применении мер принуждения, в случае установления бюджетных нарушений, разработаны порядки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, контроля за соблюдением Федерального закона 44-ФЗ, контроля, осуществляемого за главными администраторами средств бюджета поссовета.
Переход к "программному" бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о бюджете, но и на всем "жизненном цикле" муниципальных программ - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
Постановлением от 28.08.2013 № 213 утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Ржаксинского поссовета, а также контроль за реализацией программ. В целом принятые меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ Ржаксинского поссовета.
Существующая организация контроля за реализацией муниципальных программ в Ржаксинском поссовете позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации новых подходов в целом к деятельности органов, осуществляющих внутренний муниципальный финансовый контроль, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов необходимо:
провести анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и подготовить предложения по совершенствованию осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
V. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов
Переход к "программному" бюджету предполагает повышение ответственности органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета за достижение запланированных целей и результатов.
1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия, исходя из возможностей бюджета Ржаксинского поссовета, в реализации государственных программ Российской Федерации, Тамбовской области и мероприятий, софинансируемых из федерального, областного и районного бюджетов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Ржаксинского поссовета, в процессе формирования проекта бюджета поссовета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ Ржаксинского поссовета, исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета поссовета согласно утвержденному порядку о методике планирования бюджетных ассигнований бюджета поссовета.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность непосредственной "увязки" соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы, особые условия доступности соответствующей инфраструктуры) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Анализ реализации муниципальных программ Ржаксинского поссовета должен сопровождаться обязательным составлением отчетов об исполнении планов реализации муниципальных программ, содержащих перечень значимых контрольных событий, оказывающих существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий, а также объем расходов на их реализацию, а также годовых отчетов о реализации муниципальных программ.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ.
2. Развитие системы муниципальных закупок и повышение
функциональной эффективности расходов в этой сфере
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Ржаксинского поссовета.
Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
С 1 января 2014 г. вступил в силу Закон о контрактной системе, согласно которому произошли значительные изменения правил осуществления закупок для муниципальных нужд. Поправки затрагивают как деятельность заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок. Закон о контрактной системе будет регулировать закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.
При этом целесообразность осуществления муниципальных закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации муниципальных программ, планы-графики закупок увязаны с планами реализации муниципальных программ, а в контрактах на оказание услуг или закупку товаров для муниципальных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий муниципальных программ.
В течение 2015 года на муниципальном уровне планируется утвердить порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд.
3. Оптимизация структуры муниципального сектора экономики
Оптимизация структурных изменений органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета проводится в направлении обеспечения соответствия их структуры и функций полномочиям, возложенным на муниципальное образование Ржаксинский поссовет федеральным и областным законодательством, а также с целью реализации единых подходов к принятию решения об изменении штатной численности органов местного самоуправления на основе комплексного изучения и описания их полномочий, функций, а также необходимых для выполнения этих функций трудозатрат.
4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
Основные проблемы, с которыми столкнулись муниципальные учреждения в процессе своей деятельности, состоят из вопросов, возникших в целом в Российской Федерации:
сложность объективного сопоставления затрат учреждений и оценка эффективности их деятельности при применении подхода "одно учреждение - одна услуга" (в данной ситуации применимы только индивидуальные нормативы, которые непригодны для анализа и сопоставления эффективности деятельности учреждений);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения услуг и отсутствие методик и опыта определения единых нормативов;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджетов с учетом показателей муниципальных заданий.
Основным направлением перспектив реализации Федерального закона № 83-ФЗ является включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ Ржаксинского поссовета.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих задач:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ Ржаксинского поссовета и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
2. Формирование сводного перечня муниципальных услуг и работ на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
3. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений. Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
4. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Решение проблемы определения стоимости платных услуг не предполагается осуществлять в рамках централизованного единого решения о методах регулирования определения платы. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации платные услуги оказываются муниципальным учреждением Ржаксинского поссовета заинтересованным в их получении физическим и юридическим лицам в дополнение к услугам, предоставляемым на бесплатной (безвозмездной) основе в рамках выполнения муниципального задания.
6. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
7. Совершенствование системы муниципальных услуг с учетом лучшей практики их оказания.
VI. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных
финансов
В Ржаксинском поссовете большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения поселкового Совета народных депутатов о бюджете, об отчете об исполнении бюджета поссовета, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в Ржаксинском поссовете.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью регулярно проводятся публичные слушания по проектам решения о бюджете поссовета и об отчете об исполнении бюджета поссовета.
Для обеспечения финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности необходимы:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
открытость деятельности органов местного самоуправления Ржаксинского поссовета по формированию и исполнению бюджета поссовета;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления общественными финансами, а также открытость и доступность информации о планировании и расходовании бюджетных средств. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
Для достижения данной цели планируется, начиная с бюджета на 2015 год, формирование "бюджета для граждан", согласно Методическим рекомендациям по предоставлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.
Развитие публичности процесса управления общественными финансами в Ржаксинском поссовете будет во многом зависеть от разработки на федеральном и областном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным и муниципальным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. Проведение и реализация мероприятий по проведению публичных слушаний, ведение рубрики "Бюджет для граждан" способствуют повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения бюджета.
Повышение финансовой прозрачности Ржаксинского поссовета необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия муниципальных управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами Ржаксинского поссовета.
------------------------------------------------------------------